На английском языке слово «target» означает «мишень», таргетная терапия – терапия, бьющая в мишень. В отличие от химиотерапии, «бьющей» по клеткам всего организма сразу, не различая «плохие» и «хорошие», таргетная терапия в онкологии нацелена на очень определенные цели. Таргетные лекарственные препараты подразделяются на несколько типов, об основных двух мы кратко расскажем в данной статье:
- Лекарственные препараты таргетной терапии направленны на блокаду рецепторов к эпидермальным факторам роста (стимулирующим рост кожи на клеточном уровне)
- Лекарственные препараты таргетной терарпии направленны на блокаду роста сосудов.
Такие рецепторы (чувствительные нейронные клетки) активируются специальным веществом — лиганд. При присоединении лиганда к рецептору фактора роста клетка запускает процесс деления. В раковых клетках данный процесс происходит слишком активно. У этого явления есть несколько причин, которые связанны с мутацией генов организма:
- Гены, приводящие к тому, что раковая клетка генерирует слишком много веществ, которые активируют рецепторы;
- Гены, вызывающие изменение структуру рецепторов, и поэтому даже без воздействия на лиганды они становятся сверхактивными;
- Гены, регулирующие количество рецепторов, — их становится слишком много.
При одной из этих мутаций начинается бесконтрольное деление раковых, мутированных клеток, свойственное онкологическим опухолям. Если перечисленные выше факторы роста активируют деление непосредственно онкологических клеток, то факторы роста сосудов обеспечивают подачу крови к злокачественной опухоли, а также питательных веществ.
Онкологические клетки имеют очень активный метаболизм. Так уже при диаметре в 1–2 мм опухоли необходимо дополнительное питание. Именно поэтому она начинает вырабатывать вещества, стимулирующие рост дополнительных кровеносных капилляров— сосудов, которые будут доставлять такое питание к ней.
Принцип действия таргетных препаратов
Таргетные препараты связываются с рецепторами факторов роста клетки на принципах конкуренции, мешая лигандам взаимодействовать с ними. При этом клетка не получает сигнал к делению и через некоторое время погибает естественным образом (данный процесс называется апоптозом). При такой блокировке рецепторов ангиогенеза дополнительные сосуды перестают расти или растут не так активно, что, в свою очередь, ограничивает и рост ракового новообразования.
Также существует и другой алгоритм действия таргетных препаратов — это блокировка белков, проводящих сигналы к делению клетки от рецепторов. Для того, чтобы клетка поделилась, она должна запастись питательными веществами, а также сгенерировать все необходимые клеточные структуры, а потом удвоить геном. Данные процессы в клетке регулируются определенными видами белков. Принцип действия таргетных препаратов (малые молекулы) при этом заключается в блокировке таких белков, и таким образом затормаживая процесс размножения злокачественных новообразований.
Таргетная терапия опухоли повреждает, но насовсем не убирает раковые клетки из организма. Она снижает, ограничивает рост злокачественной опухоли, превращая его из стремительно развивающейся смертельного заболевания в длительно текущую хроническую болезнь. Все это позволяет продлить жизнь больного с раковой опухолью на годы. В этом случае нет цели полностью излечить пациента от рака. В данном случае мы можем говорить о его «сосуществовании» с раковой опухолью, а упор делается на высокое качество жизни и увеличение ее продолжительности.
Виды таргетной терапии
По химической структуре и происхождению препараты таргетной терапии делятся на низкомолекулярные ингибиторы (малые молекулы) и моноклональные антитела.
Моноклональные антитела
Моноклональные антитела являются белковыми крупными молекулами натурального происхождения. Их действие происходит на поверхности клеток. При этом происходит блокирование рецепторов к факторам роста. Производство препаратов на основе моноклональных антител сложен и поэтому дорогостоящий.
Как это происходит? Сначала какому-то животному (как правило мышам) вводят злокачественные клетки, для того, чтобы их организм запустил иммунную систему. Сразу после этого из крови выделяются B-лимфоциты, способные генерировать антитела к рецепторам раковых клеток. Из данных B-лимфоцитов генерируется культура «вечных» клеток за счет взаимодействия с клетками миеломы (разновидность рака крови). Такая культура клеток начинает создавать мышиные антитела, которые являются чужеродными для организма человека. В этот момент в ход идут генно-инженерные манипуляции, которые позволяют убрать реакции межвидовой несовместимости (между человеком и мышами). При этом, в одном из вариантов участок антитела, который отвечает за противоопухолевые реакции, отделяется и смешивается с человеческим иммуноглобулином. Также существуют и полностью человеческие моноклональные антитела, полученные при использовании генной инженерии.
Лекарственные препараты на основе моноклональных антител обычно имеют перечисленные активные вещества:
панитумумаб (panitumumab);
рамуцирумаб (ramucirumab);
цетуксимаб (cetuximab);
бевацизумаб (bevacizumab);
трастузумаб (trastuzumab).
«Малые молекулы»
«Малыми молекулами» называют полностью синтезированные химически вещества, которые способны попасть внутрь клетки и действовать там на различные мишени. При этом блокировать внутриклеточную составляющую рецепторов факторов роста или белки, которые передают сигналы к делению клетки, либо полностью нарушать синтез таковых.
Активные вещества «Малых молекул»:
гефитиниб (gefitinib);
эрлотиниб (erlotinib);
сорафениб (sorafenib);
лапатиниб (lapatinib);
осимертиниб (osimertinib);
сунитиниб (sunitinib);
вемурафениб (vemurafenib);
афатиниб (afatinib);
иматиниб (imatinib);
дабрафениб (dabrafenib);
кобиметиниб (cobimetinib);
траметиниб (trametinib);
акситиниб (axitinib).
Лекарства для таргетной терапии необходимо подбирать исходя из имеющейся у больного конкретной мутации того или иного гена. Так как даже при одном и том же диагнозе (рак легкого, или молочной железы, или почки) мутации могут отличаться, и соответственно, потребуются совершенно разные средства.
При всех своих преимуществах таргетные препараты работают более эффективно, чем химиотерапия, однако они все же могут также повлиять на функции здоровых клеток, а значит — спровоцировать побочные эффекты.
Но не смотря на возможные побочные эффекты, таргетная терапия при корректном применении позволяет достичь очень хороших результатов. Так например, при диссеминированной меланоме взаимодействие таргетных лекарственных средств (активные вещества: траметиниб + дабрафениб или кобиметиниб + вемурафениб) дает прирост к медиане продолжительности жизни без признаков роста болезни с 10 до 22–25 месяцев. При этом почти 30 процентов пациентов получают шанс прожить от 5 лет и более. При метастатическом же раке молочной железы применение таргетных препаратов к гормональной терапии и химиотерапии позволяет снизить вероятность прогрессирования болезни на 41–45 процентов. Также при метастатическом немелкоклеточном раке легких химиотерапия могла достигнуть медианы времени до роста заболевания в 4-6 месяцев, а общей продолжительности жизни в 8-9 месяцев. Все это говорит о том, что таргетная терапия позволяет увеличить сроки в 2–4 раза, а также обеспечить удовлетворительное качество жизни пациента.