У казахстанцев есть возможность свободного выбора поликлиники. ФСМС рекомендует прикрепляться к медучреждениям рядом с домом.
15 сентября в Казахстане началась кампания свободного выбора организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Поменять поликлинику можно в течение двух месяцев – до 15 ноября 2021 года.
Для чего нужна кампания по прикреплению. Она проводится каждый год, чтобы казахстанцы могли изменить организацию прикрепления, если их не устраивает нынешняя, а у участников рынка, в том числе новых, была возможность получить заказ на обслуживание населения в следующем году.
В 2021 году фонд заключил договоры с 615 поставщиками ПМСП: это 357 государственных организаций и 258 частных. Кампания прикрепления и возможность свободного выбора поликлиники дает право казахстанцам получать медпомощь в системе здравоохранения, включая направление на консультативно-диагностические услуги, госпитализацию, любую плановую медпомощь и многое другое.
Граждане, которые не воспользовались правом свободного выбора поликлиники, остаются прикреплёнными к той организации ПМСП, в которой обслуживались ранее.
Как прикрепиться к организации ПМСП. Это можно сделать тремя способами:
- непосредственно обратившись в выбранную медицинскую организаци;
- онлайн через портал электронного правительства;
- подать заявление в центрах обслуживания населения.
При обращении в организацию ПМСП при себе необходимо иметь удостоверение личности и на месте написать заявление на имя главного врача.
При прикреплении через портал egov.kz, нужно пройти авторизацию, заполнить электронную заявку. Результат оказания услуги будет направлен в личный кабинет заявителя.
Отдельные категории граждан могут прикрепиться непосредственно в поликлинике. Для этого необходимо подать заявление произвольной формы и документ, удостоверяющий личность. К этим категориям относятся пенсионеры, инвалиды, опекуны, назначенные по закону инвалиду с детства, также опекуны или попечители, патронатные воспитатели; осужденные, отбывающие в колониях (по месту отбывания), студенты, военнослужащие срочной службы, дети, родившиеся в иностранных государствах, люди, которые оформляют прикрепление по доверенности.
Кампания по прикреплению – не единственная возможность поменять поликлинику. Сделать это можно один раз в год по праву свободного выбора, а также в случае, если человек поменял место постоянного или временного проживания, работы или учебы, переехал в другой населённый пункт или, если поликлиника, куда он относился, была реорганизована или ликвидирована.
Как скоро рассмотрят обращение на прикрепление. При подаче заявки на прикрепление через портал электронного правительства, прикрепление или мотивированный отказ от прикрепления осуществляется в течение одного рабочеего дня.
Можно ли одновременно прикрепиться к нескольким поликлиникам. Нет, можно прикрепиться только к одной поликлинике, так как прикрепление осуществляется по индивидуальному номеру ИИН. Открепление от прежней поликлиники происходит автоматически.
Почему важно прикрепиться к поликлинике поблизости к дому. Тогда поликлиника сможет оказывать помощь на дому, будет возможность вызова врача или мобильной бригады в случае необходимости. Все поликлиники работают по территориальному принципу и оказывают медицинскую помощь на дому только при проживании пациента на территории обслуживания поликлиники.
Когда можно начать получать медпомощь в поликлинике, к которой вы прикрепились во время кампании. С 1 января следующего года. До конца текущего года вы остаётесь прикреплены к поликлинике, в которой обслуживались ранее.
В каких случаях могут отказать в прикреплении:
- при предоставлении недостоверной информации;
- при установлении фактического проживания пациента за пределами зоны обслуживания поликлиники;
- при превышении прикреплённого населения (на врача общей практики 1700 человек, на участкового педиатра – 500 детей до 6 лет, 900 детей до 14 лет;
- при отсутствии документа, подтверждающего законное представительство прикрепляемого.
Куда обращаться с вопросами и жалобами. Контроль и ответственность за проведение ежегодной кампании прикрепления закреплены за территориальными управлениями здравоохранения, куда можно направить свои вопросы, жалобы и предложения в случае, если сама медицинская организация не в состоянии дать удовлетворяющий ответ и вынести решение.
Вопросы, связанные с получением медицинских услуг, можно отправлять через официальные каналы обратной связи фонда – контакт-центр 1406, мобильное приложение Qoldau 24/7, сайт Фонда fms.kz, Saqtandyry-bot в Telegram.