Пн — Вс
с 8:00 до 22:00
Казахстан, г. Алматы
ул. Аскарова, 10, 3-этаж
Обратная связь

В РК разработан проект правил контроля за соблюдением требований к рекламе БАД

На портале «Открытые НПА» для публичного обсуждения размещен проект правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований к размещению рекламы подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации.

В соответствии с проектом документа, подконтрольной является продукция (товар), которая требованиям ТС и ЕАЭС подлежит государственной регистрации и включена в перечень продукции, подлежащей государственному контролю и надзору, утверждаемый государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 

К такому виду продукции относится специализированная пищевая продукция, в том числе: пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания; пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания; минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм; пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин; БАДы.

Размещение рекламы продукции (товара) осуществляется при ее соответствии законодательству в областях здравоохранения и рекламы.

Реклама продукции (товара):

1) распространяется на казахском языке, а по усмотрению рекламодателя также на русском и (или) других языках, за исключением периодических печатных изданий, интернет-ресурсов, информационных агентств;

2) легко читается, печатается четким и разборчивым шрифтом, за исключением рекламных текстов аудио рекламы;

3) является достоверной и распознаваемой (без применения специальных знаний или применения специальных средств);

4) не вводит потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе в отношении характеристик, состава, потребительских свойств, предполагаемых результатов применения, результатов исследований и испытаний;

5) содержит торговое наименование продукции (товара) и название производителя;

6) содержит информацию о назначении, области применения, основных показаниях к применению и побочных действиях (при их наличии);

7) содержит сведения о категории лиц, для которых они предназначены, если указаны производителем;

8) содержит информацию о номере, дате выдачи свидетельства о государственной регистрации.

Запрещается:

1) реклама продукции (товаров), производство и (или) реализация которой запрещена законодательством Республики Казахстан;

2) реклама продукции (товаров) без государственной регистрации;

3) размещать ссылки в рекламе на рекомендации должностных лиц государственных органов, которые вследствие собственной известности могут поощрять применение и (или) назначение продукции (товаров);

4) представлять в рекламе продукцию (товар) как уникальную, наиболее безопасную и эффективную без соответствующего подтверждения.

Реклама специализированной пищевой продукции исключает:

1) сравнение с лекарственными средствами и (или) обладанием лечебными свойствами;

2) призыв и (или) побуждение к отказу от здорового питания и здорового образа жизни.

Реклама специализированной пищевой продукции содержит следующую информацию:

1) сведения о составе и активных компонентах, входящих в состав, при указании производителем;

2) основные показания к применению;

3) способ применения;

4) основные побочные действия;

5) основные противопоказания;

6) особые указания по применению детьми, беременными женщинами, а также в период кормления грудью или в отношении других категорий лиц, указанных производителем.

Реклама, предназначенная для теле- и радиоканалов, интернет-ресурсов содержит информацию:

— торговое наименование продукции (товара) и название производителя;

— о назначении, области применения, основных показаниях к применению и побочных действиях (при их наличии);

— о категории лиц, для которых они предназначены, если указаны производителем;

— о номере, дате выдачи свидетельства о государственной регистрации;

— основные противопоказания;

— особые указания по применению детьми, беременными женщинами, а также в период кормления грудью или в отношении других категорий лиц, указанных производителем.

Реклама БАД в каждом случае сопровождается предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, а также не должна содержать ссылки на рекомендации ученых, специалистов здравоохранения, которые вследствие собственной известности могут поощрять применение и (или) назначение специализированной пищевой продукции.

В рекламе парфюмерно-косметической продукции не допускается сравнение с лекарственными средствами и (или) обладанием лечебными свойствами.

В соответствии с проектом документа уполномоченным органом проводится мониторинг рекламы подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору продукции (товаров), в отношении продукции, подлежащей государственной регистрации.

Объектом мониторинга рекламы являются:

1) теле-, радиоканалы;

2) периодические печатные издания;

3) интернет-ресурсы и сетевые издания;

4) наружная (визуальная) реклама.

Проведение мониторинга рекламы заключается в проверке соблюдения требований к размещению рекламы подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору продукции (товаров), а также наличия сведений о ее государственной регистрации в Едином реестре свидетельств о государственной регистрации продукции.

В случае выявления нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области рекламы:

1) рекламодателю и (или) рекламораспространителю направляется рекомендация об устранении выявленных нарушений;

2) к субъекту контроля и надзора применяется мера оперативного реагирования в виде изъятия с реализации продукции (товара);

3) информация о нарушителе направляется в уполномоченный орган в области средств массовой информации в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

Мониторинг представленных субъектом контроля и надзора учетной и отчетной документации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения включает в себя сверку и анализ их своевременного представления и (или) достоверности.

Источником информации для проведения профилактического контроля в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора являются сведения из информационных систем государственных органов и организаций, содержащих сведения о деятельности субъекта (объекта), подлежащих государственному контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Обсуждение проекта документа продлиться до 23 января 2024 года.