На площадке НПП РК «Атамекен» состоялось обсуждение изменений и дополнений, предлагаемых к внесению Министерством национальной экономики РК, в Налоговый кодекс РК.
Его проект в настоящее время проходит этап публичного обсуждения. При этом планируется, что уже к 1 января 2025 года он будет принят. В работе совещания приняли участие представители Министерства национальной экономики РК, Министерства здравоохранения РК и отраслевых профессиональных объединений. Участники мероприятия обсудили возможные последствия отмены налоговых льгот и выработали предложения для представления их на государственном уровне.
Что же предлагает Министерство национальной экономики РК и что вызывает большую тревогу у отраслевых экспертов?
Прежде всего, это предложение ИСКЛЮЧИТЬ налоговые преференции (освобождение) по корпоративному подоходному налогу (КПН) в сфере здравоохранения. Кроме того, планируется ИСКЛЮЧИТЬ льготу по налогу на добавленную стоимость (НДС) на импорт и оборот лекарственных средств, за исключением тех препаратов, которые закупаются в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Как сообщает НПП РК «Атамекен», участниками совещания была отмечена критическая ситуация казахстанского здравоохранения: кредиторская задолженность медицинских организаций уже достигла 129 млрд тенге, увеличившись почти втрое за последние два года. Ситуация усугубляется инфраструктурными проблемами, связанными с износом объектов и медтехники более чем на 55%.
В условиях хронического недофинансирования и стремительного роста долгов, отмена льгот по КПН может окончательно подорвать финансовую стабильность медицинских учреждений. Только за прошлый год прибыль частных организаций составила 143,3 млрд тенге, при КПН в 10% речь пойдет о 14,3 млрд тенге в год. Это примерно 0,5% госрасходов на здравоохранение и это без учета госинвестиций в строительство инфраструктуры и закупку медоборудования.
Все это крайне негативно отразится на доступности и качестве медицинских услуг. Ведь 63% всех поставщиков в системе ОСМС составляют частные клиники. Без государственной поддержки многие из них откажутся от оказания услуг в рамках государственного заказа, так как установленные тарифы не включают рентабельность. Более того, они будут вынуждены поднять цены на платные медицинские услуги в разы, что сделает платную медицину менее доступной для большинства граждан. Учитывая, что государственные поликлиники не вытягивают нагрузку ни по объему, ни по качеству медицинской помощи, такая ситуация может закончиться весьма плачевно.
Введение НДС на импорт и оборот лекарственных средств неизбежно приведет к росту цен на лекарственные средства. По информации НПП РК «Атамекен», их стоимость может возрасти в среднем на 40%. Такое резкое удорожание социально значимых товаров ко всему прочему вызовет социальное недовольство.
Решение проблемы
НПП РК «Атамекен» совместно с бизнесом сообществом уже направили предложения в адрес МНЭ о сохранении освобождения от НДС оборотов по реализации лекарственных средств и действующего механизма по освобождению субъектов здравоохранения от оплаты КПН, либо в случае введения обложения доходов медицинских организаций ограничиться применением ставки КПН в размере 5% вместо 10%.
Представители министерства здравоохранения отметили, что поддерживают предложения НПП РК «Атамекен» о сохранении налоговых преференций в сфере здравоохранения.
Национальная палата предпринимателей призывает к сохранению существующих налоговых льгот и изучению международного опыта для разработки дополнительных мер поддержки медицинских организаций.
***
От редакции отметим, участники совещания говорили, что лекарства, поставляемые и закупаемые в рамках ГОБМП, также продаются в рознице. Разделить этот объем, и облагать НДС только те препараты, что продаются в аптеках, задача сложная, и пока она не имеет решения. И потом, освобождение от НДС — это показатель реальной заботы государства о населении, поэтому бенефициаром данной льготы должен быть не только государственный бюджет, но и пациенты, которые приобретают лекарства за свои собственные средства.