Глобальная диагностическая компания предлагает решения для казахстанской медицины.
Осень этого года выдалась насыщенной для департамента Roche Diagnostic по Центральной Азии и Кавказу. Каждое мероприятие дало значимые результаты, в том числе касающиеся миллионов женщин этого региона. Обо всем подробно рассказал глава подразделения Хасан Демирчи.
Ежегодно в Казахстане выявляется более 30 тыс. онкобольных. В прошлом году зарегистрировано 32 526 новых заболевших, половина из них — трудоспособного возраста, и только у 25% рак выявлен на ранней стадии. Как разработки Roche Diagnostic могут помочь раннему выявлению онкозаболеваний?
— Доступность инновационной диагностики — наш главный приоритет. И в последние месяцы мы много внимания уделили коммуникациям, выстраиванию отношений как с государственными органами Казахстана, так и с частными клиниками, для того чтобы помочь сделать диагностические решения, которыми обладает наша компания, доступными для всего населения республики.
Так как мы глобальная корпорация, наша задача помимо помощи пациентам — содействие профессионалам в применении технологических решений, обмен опытом и знаниями. Именно поэтому в начале октября мы провели конгресс Roche Days, где участвовали представительства как Roche Diagnostic, так и Roche Pharm, а также наши коллеги-врачи из России, Казахстана и других стран СНГ. В течение двух дней эксперты говорили о диагностике в целом и иммунохимических решениях в частности.
Отдельная часть конгресса была посвящена онкологии — эта область ложится тяжким финансовым бременем на систему здравоохранения, определяет снижение продолжительности жизни и высокую смертность. Мы рассказали о технологиях диагностики, в частности рака молочной железы, которые помогут более эффективно управлять этой болезнью.
В октябре в Туркестане прошел VIII съезд онкологов-радиологов, где обсуждались наши разработки по генетической диагностике и таргетной терапии сложных случаев рака молочной железы — как известно, это самый распространенный вид онкозаболеваний среди женщин в Казахстане и во всем мире.
Хотел бы особо отметить ещё одно мероприятие — форум MedTech, прошедший в столице в конце октября. В нашей отрасли чаще всего конференции проводятся по вопросам фарминдустрии либо по медицинским вопросам в целом. MedTech стал одним из первых мероприятий, которое целиком было посвящено производителям и проблемам медицинской техники. В выступлении в рамках форума мне удалось поднять один из приоритетных вопросов — это необходимость присутствия на рынке сильных и честных компаний, занимающихся поставками медтехники и технологий, способных обеспечить безопасность и качество для пациентов. Медицина – это особая сфера, которая требует честного и ответственного отношения, поскольку речь идет о здоровье человека, о его жизни. Поэтому партнерами в сфере диагностики и обеспечения лекарственными препаратами и изделиями могут быть только по-настоящему этичные и ответственные компании.
Если мы будем рассматривать всю цепочку ценности медицинского оборудования, от научных разработок до производства и затем до поставки в больницы и использования, то здесь важную роль играет вопрос регулирования логистики: как медтехника доходит до лечебного учреждения, соблюдаются ли все нормативы, требования, температурные условия, потому что в итоге это влияет на достоверность результата диагностики. Если диагностика была недостоверной, то пациенту назначат неправильное лечение, что в дальнейшем приведет к росту расходов. Если мы выстроим эту цепь правильно, мы сможем через достоверность диагностики снижать затраты и улучшать результаты лечения.
Пока же мы сталкиваемся с ситуациями, когда, условно говоря, два друга открывают дистрибьюторскую компанию и начинают поставлять медицинское оборудование в больницы. Но здравоохранение — это не обычный бизнес типа «купи-продай». Любая ошибка или несоблюдение правил влечет за собой воздействие на пациента. Даже к товарам FMCG, продуктам питания предъявляются высокие требования, когда же речь идет о поставках медицинских изделий, мы должны учитывать все требования «на 360 градусов». Важно, чтобы техника была в рабочем состоянии, персонал больницы был обучен на ней работать, а если случилась поломка, то были бы специалисты, которые починят устройство.
Сейчас, к сожалению, регулирование больше сфокусировано на производителях и поставщиках лекарственных средств и отстает с точки зрения медицинской техники, и здесь мы видим зону для развития.
Есть ли конкретные цифры, как сказывается качество диагностического оборудования на здравоохранении?
— Когда мы приходим на прием к врачу, чаще всего он сначала направляет нас на лабораторные анализы и диагностику. И 70% клинических решений врачей основываются на результатах лабораторной диагностики. С другой стороны, затраты системы здравоохранения на диагностику не превышают 2%. Повторю: с помощью всего лишь 2% затрат можно оказывать влияние на 70% решений. Причем, говоря о 2%, я имею в виду развитые страны, в частности Евросоюз, а в развивающихся, возможно, тратится меньше — 0,5-1%.
Мы считаем, что следует больше сфокусироваться на развитии диагностики и больше в нее инвестировать — как частным лабораториям и клиникам, так и государству. Прежде всего речь идет о внедрении новых подходов в диагностике в национальном масштабе, в скрининговых программах. Они имеют ключевое значение для диагностики, и мы со своей стороны готовы инвестировать в них и содействовать внедрению новых подходов. К примеру, по раку шейки матки у нас уже планируется пилотный проект.
Можно узнать о проекте подробнее?
— По статистике, сегодня в Казахстане ежедневно 2 женщины умирают от рака шейки матки (РШМ), всего за 2020 год умерло более 600 женщин. Мы знаем, как с помощью методов диагностики, которые позволяют выявить это заболевание на очень ранней стадии, можно довести это число до нуля. По данным ВОЗ, рак шейки матки — это единственный вид рака, который полностью предотвратим. И то, что от него умирает столько женщин, недопустимо.
В середине октября в Стамбуле мы подписали меморандум с UNFPA, это Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения. Согласно документу, предполагается сотрудничество Roche и UNFPA с целью искоренить РШМ как угрозу общественного здравоохранения. Для этого нужно достичь так называемой цели 90-70-90: 90% всех женщин репродуктивного возраста должны быть вакцинированы от вируса папилломы человека (ВПЧ), потому что он является источником РШМ; 70% — это уровень охвата женщин репродуктивного возраста регулярным скринингом, и 90% — это охват помощью в лечении.
Насколько я знаю, в Казахстане давно применяется скрининг на рак шейки матки.
— UNFPA в этом году сделали анализ ситуации со скринингом в Центральной Азии и на Кавказе. Если не брать в расчет Казахстан, то вовлеченность женщин в регулярный скрининг очень низкая. Например, в Таджикистане и Кыргызстане скрининг посещают всего 2% женщин. В Казахстане — 70% женщин, это большое достижение. Но исследование проводится с помощью мазка на тест Папаниколау, к сожалению, данная методика уступает в точности более современным методам диагностики. К примеру, ВОЗ рекомендует использовать ПЦР-тест на вирус папилломы человека, позволяющий выявлять не рак на первичной стадии, а вирус, который влечет этот рак.
Мы со своей стороны будем оказывать поддержку UNFPA для реализации этого мандата по трем направлениям: первое — пилотный проект в Казахстане, здесь мы готовы инвестировать в оборудование, проводить исследования и т.д. Второй момент — организация диалоговой площадки между странами ЦА и привлеченными экспертами из ВОЗ и европейских стран для обмена опытом и повышения квалификации лабораторных специалистов, обучения — как правильно делать забор для анализа и сам анализ. И третье — повышение осведомленности пациентов, особенно из социально уязвимых слоев населения. Мы будем объяснять женщинам, какова связь между ВПЧ и раком шейки матки, почему важен регулярный скрининг и т. д.
В курсе ли ваших предложений Минздрав и другие государственные органы?
— У нас прошли встречи с министром здравоохранения Алексеем Цоем и вице-премьером Ералы Тугжановым. Впечатлен тем, что они очень открыты для общения, мы обсудили направления для совместной работы, коллаборации.
Кроме того, хотел бы отметить ещё одно важное направление — автоматизации и цифровизации. В этом году в Казахстане компанией Roche будет запущена первая полностью автоматизированная лаборатория.
Зачем нужна автоматизация? Возьмем любой анализ крови. В автоматизированной лаборатории с того момента, как человек сдал образец крови и его поместили в пробирку, образец в автоматическом режиме сначала идет на пробоподготовку, затем система направляет его на соответствующий анализ, после анализа он отправляется на хранение, а результат выводится на монитор. Всем процессом управляет программа. В итоге время получения результата сокращается с 4-5 часов до одного часа, исключается риск перепутать образцы при установке в анализатор, а также риск загрязнения пробы со стороны лаборанта или контаминации (смешивания) с другими образцами.
Автоматизация, ИТ-решения, цифровая диагностика и экспертиза позволяют, например, не просто определить наличие злокачественной опухоли, но и провести ее геномное профилирование. Раньше пациенту, говоря простыми словами, ставили диагноз «рак», сейчас есть категории: мелкоклеточный, тройной негативный и т. д., и десятки подкатегорий. Используя инновационную диагностику, мы можем определить конкретную мутацию. Скажем, выявить у пациента в Казахстане очень редкий случай и найти такой же у пациента в Канаде, применив опыт лечения одного для другого.
В конце концов наша миссия — усовершенствовать диагностику таким образом, чтобы конкретному пациенту можно было подобрать индивидуальную персонализированную терапию и максимально повысить шансы излечения. Это не только сохранит жизни казахстанцев, но и поможет здравоохранению снизить расходы.
Источник: forbes.kz