1 июля 2024 года в Казахстане стартовала маркировка и прослеживаемость лекарственных средств, произведенных с 1 июля 2024 года.
Данное решение принято Правительством РК, однако в среде фармацевтов не утихают споры по поводу целесообразности их введения. Одни участники фармацевтического рынка видят в маркировке и прослеживаемости путь к прозрачности и честной конкуренции, другие — опасаются дополнительных затрат и сложностей. В результате в сети появляются многочисленные дезинформирующие сообщения, дискредитирующие систему. Опровержение на наиболее распространенные мифы дала пресс-служба Единого оператора маркировки и прослеживаемости.
Итак, миф №1 – из-за маркировки в стране подорожают лекарства
Маркировка влияет на цены крайне несущественно. Во-первых, стоимость одного кода Data Matrix составляет 2,68 тенге с учетом НДС. Во-вторых, цены на лекарства в нашей стране контролируют как Министерство здравоохранения, так и Агентство по защите и развитию конкуренции. Министерство здравоохранения утверждает предельные цены на препараты, АЗРК реагирует на нарушение данных правил. Более того, по предварительным оценкам Правительства РК, максимальный размер влияния затрат на маркировку на стоимость лекарств составит до 1%.
Миф №2 – из-за маркировки бизнесу пришлось покупать дорогостоящее оборудование
На момент введения обязательной маркировки все 19 функционирующих отечественных производителей лекарственных средств в Казахстане были оснащены необходимым оборудованием.
Компании, занимающиеся импортом лекарственных средств, либо получают их с маркировкой от иностранного производителя, либо маркируют на территории Казахстана. Для этого им необходимо приобрести специальный принтер для распечатки материального носителя, средняя стоимость которого 100 тысяч тенге.
Миф №3 – из-за маркировки аптекам придется покупать дополнительное оборудование
В аптеку лекарства поступают уже маркированными. Бизнесу необходимы лишь:
— Контрольно-кассовые машины;
— 2D-сканер.
Учитывая то, что еще с 2018 года, согласно приказу Министра финансов РК у всех розничных реализаторов должна быть ККМ с функцией онлайн-передачи, возникает необходимость приобретения только лишь 2D сканера.
Миф №4 – мелкие аптеки будут вынуждены закрыться, так как не у всех есть оборудование для работы с маркированными лекарствами
Как сказано выше, у всех розничных реализаторов, в данном случае, аптек должна быть ККМ. Для вывода из оборота путем реализации требуется 2D сканер подключенный к ККМ, цена которого начинается от 9 тыс. тенге. Также имеется возможность вместо ККМ (железной) подключить веб-кассу на смартфон и в данном случае отсутствует необходимость приобретения 2D-сканера. Кроме того, Единым оператором разработано и реализовано бесплатное мобильное приложение NS Pharm для приема Актов приема-передачи, сверки кодов маркировки и созданию других документов
Миф №5 – Единый оператор не обучает участников фармрынка работе с маркированными товарами
Специалисты Единого оператора объездили всю страну с обучающими семинарами для производителей, дистрибьюторов, аптек, медицинских организаций. Кроме того, на постоянной основе проходят обучающие вебинары и тренинги. Все видеоролики по работе в системе, в том числе проведенные обучающие вебинаре опубликованы на официальном YouTube-канале Единого оператора «Цифровая маркировка в Казахстане — YouTube». Подробная информация также публикуется в социальных сетях, например, в официальном telegram-канале по маркировке товаров. Кроме того, можно воспользоваться услугами бесплатного оператора по номеру: 8 800 080 65 65 или обратиться с вопросом на службу технической поддержки mark@ismet.kz.
Миф №6 – Единый оператор обучает работе маркировки за деньги
Все семинары проводились и проводятся по сей день совершенно бесплатно. Более того, представители бизнеса могут в любое время бесплатно позвонить на «горячую линию» Единого оператора.
Миф №7 – весь бизнес против маркировки
Сегодня 85% субъектов бизнеса используют маркировку Data Matrix. В числовом выражении статистика по розничным продавцам лекарственных средств выглядит так: из 3301 субъекта 2820 законопослушных предпринимателей применяет маркировку товаров. В оптовом сегменте, из 293 складов 207 (или более 70%) уже официально зарегистрировались в системе.
Миф №8 – для того, чтобы занести в базу маркированную продукцию, аптекам нужно нанимать отдельного человека
Работа с маркированными лекарствами не требует дополнительного найма специалистов. Поскольку процесс приемки лекарственных средств со склада или производителя затрачивает точно такие же усилия, как и раньше, а именно: сканирование сотрудником специальных символов на упаковке. Учитывая то, что ранее необходимо было сканировать все упаковки, то на сегодня в рамках маркировки и прослеживаемости имеется возможность отсканировать только один агрегационный код, который нанесен на коробку, в которой находятся все потребительские маркированные упаковки.
Большая часть учётных систем, в которых работают аптеки, интегрирована с системой маркировки, что существенно облегчает работу сотрудников аптеки.
Миф №9 – маркировка не решит проблему с контрафактной продукцией
До введения обязательной маркировки только за 2022 год девять тысяч участников рынка заключили фиктивных сделок на 7,5 триллионов тенге. Сегодня объем «серого» оборота различных товаров в стране оценивается в 1,5 триллиона тенге. В период с 2025 до 2030 годов благодаря маркировке правительство планирует вывести из теневого оборота почти триллион тенге.
Миф №10 – маркировка выгодна только государственным органам
Выгоду от введения маркировки получают все:
— Потребители могут быть уверены, что покупают оригинальный и безопасный товар;
— Бизнес сможет конкурировать честно;
— Государственный бюджет получит налоги в виде дополнительных резервов, которые, в свою очередь, будут направлены на улучшение жизни казахстанцев.
Источник: Пресс-служба Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров.