Прошедшая пандемия COVID-19 показала, что производство лекарственных средств и медицинских изделий — это, без преувеличения, вопрос национальной безопасности. Неслучайно, Глава государства поставил задачу довести долю отечественных лекарств в объеме рынка до 50%. Между тем, сегодня она не превышает 15%. При этом профильное министерство вместо помощи препятствует решению данной задачи. Об этом сообщила в своем депутатском запросе касательно развития фармацевтической промышленности Республики Казахстан член фракции партии «AMANAT» Вера Ким.
Так, по словам депутата, головной болью для предпринимателей стали принятые в июне прошлого года правила организации закупа лекарственных средств и медицинских изделий. Во-первых, документ не дает чёткого понимания может ли фармпродукция, закупаемая единым дистрибьютором, частично производиться за рубежом или должна иметь стопроцентную местную локализацию. Это позволяет Единому дистрибьютору не допускать к тендеру отечественных производителей с неполным циклом производства в Казахстане. Например, одна из алматинских фармацевтических компаний производит 13 наименований лекарств, в том числе с европейским компонентом. Однако ТОО «СК-Фармация» почему-то закупает аналогичную продукцию у индийского производителя. Закуп одного наименования — это примерно 30 млн тенге.
Во-вторых, правило требуют при заключении договора с Единым дистрибьютором предоставить сертификат СТ-KZ. Но сертификат выдается на готовую продукцию, а на стадии заключения договора продукция зачастую ещё не произведена. Как тогда быть производителям?
В-третьих, в соответствии с правилами, в случае уменьшения уполномоченным органом предельной цены на лекарства и медицинские изделия ТОО «СК-Фармация» вправе потребовать от производителя уменьшения цены даже после заключения договора. При несогласии расторгается договор, удерживается банковская гарантия, налагается штраф. Кто при таких подходах будет инвестировать в отрасль?
Ещё одним барьером для фармпроизводителей является постоянное затягивание министерством согласование перечня по заключения офтейк-контрактов на медицинскую технику, а также утверждение предельных цен на новое отечественной медицинский изделия. К примеру, в 2021 год правительством достигнуты договорённости с компанией Samsung Electronics о локализации производства более 30 видов медоборудования. Определен казахстанский бизнес-партнёр, инвестировано порядка $22 млн. Однако до сих пор контракт не заключён. За последние годы вообще не подписан ни один офтейк-контракт на закуп медицинской техники у казахстанских производителей.
Из-за отсутствия с 2022 г. утверждённых цен на произведённые казахстанскими компаниями в рамках предыдущих офтейк-контрактов медицинские изделия, они не могут быть закуплены медицинскими организациями. Такая бюрократия не просто неэффективна — она преступна.
В связи с вышеизложенным для снятия неоправданных барьеров в фармацевтической индустрии депутаты считают необходимым устранить недоработки в правилах закупа, решить вопрос своевременного согласования перечня медицинской техники и утверждение придельных цен на медицинские изделия для заключения и исполнения офтейк-контрактов с отечественными производителями, разработать и утвердить ясную цель в виде индикатора развития фармацевтической индустрии.