В Мажилисе Парламента РК состоялась презентация проекта закона «О республиканском бюджете на 2025-2027 годы». В ходе заседания было озвучено заключение Высшей аудиторской палаты к данному законопроекту.
В частности, в рамках проведенного анализа по направлению охрана здоровья населения выявлены недостатки в сфере лекарственного обеспечения. Так, при формировании потребности в лекарствах и медицинских изделиях по линии ГОБМП не учитываются имеющиеся остатки. Это привело к завышенному планированию по ряду наименований на сумму порядка 2 млрд тенге. В целом отсутствует единая методика расчета потребности медицинских организаций в лекарствах и медицинских изделиях.
Как сообщил депутат Мажилиса Парламента РК Асхат Аймагмбетов в своем телеграм-канале, по итогам аудита эффективности обеспечения лекарственными средствами установлено, что объем фармацевтического рынка Казахстана в 2023 году приблизился к 1 трлн тенге, увеличившись за последние 5 лет в 2 раза. При этом количество потребленной продукции за 2019–2023 годы выросло лишь на 10% (с 651 до 715 млн упаковок).
Он отметил, что по итогам аудита ВАП, установлены следующие недостатки:
1. Отсутствие альтернативы в перечнях лекарственных средств (60% закупок осуществлено с участием одного поставщика).
2. Отсутствие подтверждающих документов по ценообразованию и необоснованные торговые наценки.
Установлены факты регистрации цен на препараты иностранного производства, превышающих цены отечественных производителей (ОТП), без их фактической поставки, что создает риски искусственного повышения цен и препятствует их снижению до уровня оригинальных препаратов. Между тем, по расчетам ВАП, единый подход к формированию торговых наценок мог бы сэкономить значительные суммы.
«Министерством здравоохранения РК отменено требование, ограничивающее соотношение стоимости генерических и биоаналогичных препаратов к стоимости оригинальных препаратов на уровне не более 70% и 90%, соответственно. В результате: предельные цены на отдельные генерики превышают стоимость оригинальных препаратов на 10–52%.
Недостатки механизма ценообразования привели к существенной разнице цен в бюджетном и рыночном сегментах. По Топ-10 препаратов и медицинских изделий, закупаемых Единым дистрибьютором, разница составила от 43 до 365%, что эквивалентно 8 378,6 млн тенге.
В мае 2024 года ВОЗ обновила список лекарственно-устойчивых бактерий, представляющих наибольшую угрозу для здоровья человека. ВОЗ рекомендовала исключить «Амикацин» из протоколов диагностики и лечения туберкулеза у пациентов, чувствительных к препаратам. При анализе бюджетной заявки установлено, что 11 регионов продолжают использовать препарат, рекомендованный к исключению ВОЗ, и планируют его закупать на 2025–2027 годы», — сообщил депутат.